главная страница > Медиатека > Статьи > Качество воды для микроорошения

Введение

Понятие «качество воды» описывает состав и концентрацию растворенных и взвешенных веществ в воде. Качество воды для микроорошения можно разделить на три основные категории:

  • Агрономическое качество воды, которое связано с влиянием состава воды на сельскохозяйственные культуры и почву.
  • Санитарное качество воды, которое относится к орошению очищенными сточными водами и его влиянию на здоровье населения.
  • Техническое качество воды для орошения, которое относится к влиянию состава воды на прохождение воды через ирригационные эмиттеры и засорение капельниц и разбрызгивателей.

Данная статья посвящена в основном третьей категории – техническому качеству воды для орошения и технологиям очистки воды для предотвращения засорения капельниц и микроразбрызгивателей. В отличие от питьевой воды ирригационная не имеет строгих стандартов качества, поэтому ее качество сильно варьируется и зависит от качества источника воды, потребностей почвы и метода орошения.

Высокое качество воды необходимо для бесперебойной работы запрограммированной системы микроорошения. Предохраняя разбрызгиватели и капельницы от засоров, можно создать высокоточную систему орошения и придерживаться плана полива в течение многих лет. Предлагаемый нами метод противозасорного микроорошения основан на понимании причин засорения и соответствующей обработке воды и системы орошения. Большинство последующих описаний и иллюстраций касаются засорения капельницы, хотя также имеют отношение к микроразбрызгивателям.

 


Причины химического засорения при микроорошении

Химическое засорение капельниц вызвано растворенными в воде веществами, оседающими в проходных отверстиях капельницы. Это связано с изменениями таких физических условий в системе микроорошения, как температура, давление, испарение и перенос газа (кислорода и CO2) с водой в атмосферу на выходе капельницы.


Отложения накипи карбоната кальция

Отложения накипи очень распространены в жестких водах, содержащих высокие концентрации кальция и магния, однако отложения карбоната в ирригационной воде обусловлены главным образом накипью карбоната кальция (CaCO3), которая оседает в системе в виде кальцита (уравнение 1), а не марганца (доломита), как и в системах горячего водоснабжения.

Отложения накипи могут оседать в капельницах, разбрызгивателях или в распределительной системе до и после фильтров, а также попадать в эмиттеры в виде крупных частиц, приводя к засорению.

Уравнение 1. Ca+2 +2HCO3 →CaCO3↓ +CO2 +H2O

Отложения накипи обычно действуют как цементирующий материал, соединяясь с илом, глиной, водорослям и органическими веществами, поэтому оседание любых отложений в системе микроорошения может привести к серьезному закупориванию, намного большему, чем вызванному исключительно отложениями кальцита. Нарост накипи обычно начинается на стенках лабиринта капельницы и увеличивается по направлению к центру водотока (рис. 1), сначала вызывая частичное засорение, а затем полное закупоривание капельницы. Частичное засорение капельницы можно пробить и очистить с помощью применения кислоты, как описано ниже, полное засорение капельницы практически невозможно очистить.

A dripper water passage blocked by calcium carbonate precipitate

Рисунок 1. Водоток капельницы забит осадком карбоната кальция

Отложение карбонатной накипи в системе орошения обусловлено четырьмя параметрами качества воды: концентрацией кальция, температурой воды, щелочностью воды и уровнем pH. Повышение любого из этих параметров увеличивает отложение карбонатной накипи. Как правило в ирригационной воде трудно изменить концентрацию кальция, щелочность или температуру воды, однако уровень pH можно регулировать с помощью кислоты или щелочи. Уравнение, описывающее уровень рН, при котором вода насыщается карбонатом кальция (pHs), (уравнение 2) было выведено исследователем Ланжелье. Если уровень рН воды больше, то накипь уменьшается; если меньше – кальций останется растворенным в воде и накипь начинает растворяться.

Уравнение 2. pH(s) = A(температура) + B(TDS) — log (жесткость) — log (щелочность)

Более простой способ определения индекса Ланжелье представлен на графике ниже (рис. 2), который иллюстрирует соотношение между концентрацией кальция в воде, щелочностью и температурой для определения значения pH(s).

Determination of pH(S) for the Langelier index

Рисунок 2. Определение pH(S) для индекса Ланжелье*

Для определения значения pH(s) необходимо взять концентрацию кальция в воде в единицах CaCO3 мг/л и расположить значение на оси Х с левой стороны графика. Для вычисления концентрации кальция в единицах CaCO3 мг/л концентрация ионов кальция в воде в мг/л необходимо умножить на 2,5.

От точки концентрации кальция на оси Х с левой стороны графика проведите прямую вверх к уровню щелочности воды. От точки пересечения концентрации кальция и щелочности проведите прямую вправо параллельно оси Х к кривой температуры.

В точке пересечения с кривой температуры остановитесь на значении температуры воды в системе орошения и опуститесь на ось Х для определения значения pH(s) воды.

Для определения вероятности образования накипи в капельницах необходимо измерить уровень pH воды и сравнить с уровнем pH(s) по уравнению Ланжелье: pH — pH(s) > 0. Если уровень pH поливной воды больше уровня pH(s) более, чем на 0.5, то существует большая вероятность образования накипи в ирригационной системе.

 

Существует множество методов предотвращения образования накипи, включая смягчение воды, добавление стабилизирующих веществ для защиты от седиментации или добавление кислоты для понижения уровня pH ниже уровня насыщения и преципитации.

Добавление кислоты для понижения уровня pH воды является наиболее приемлемым методом для предотвращения засорения накипью спринклеров или системы орошения. Постоянная кислотная обработка для поддержания уровня pH воды ниже уровня насыщения защищает капельницу от засорения накипью карбоната кальция, однако является дорогостоящей и требует большого количества кислоты. Более эффективным методом является периодическая очистка, когда кислота добавляется один раз в месяц или раз в несколько месяцев в зависимости от жесткости воды и степени образования накипи.

Кислота (обычно HCl) добавляется в концентрации необходимой для понижения уровня pH воды (pH < 4) намного ниже уровня насыщения карбоната кальция с целью растворить осадок, образовавшийся в капельнице с момента предыдущей обработки.

Каждый цикл орошения с кислотой длится 10-20 минут, далее подкисленную воду оставляют на ночь в линии капельного орошения, а затем сливают. Обычная кислотная обработка предохраняет капельницы от накипи карбоната кальция и требует намного меньшего количества кислоты по сравнению с методами, предполагающими постоянное использование кислоты.


Источник «Nalco Water Handbook, 1979»*

home page > Media Center > Articles > Water Quality for Micro-irrigation

Introduction

The concept of “water quality” describes the composition and concentration of dissolved and suspended components in the water. Water quality for micro irrigation can be divided into three major categories:

  • Agronomic water quality, which relates to the effect of the water content on crops and soil.
  • Sanitary water quality, which refers to irrigation with treated effluent water and its effect on public health.
  • Engineering water qualityfor irrigation, which pertains to the effects of the water composition on the passage of water through the irrigation emitters and blockage of drippers and sprinklers.

quality for irrigation and water treatment technologies to prevent clogging of drippers and micro-sprinklers. Irrigation water has no strict quality standards, as is required for potable water, because the quality of irrigation water varies greatly and is tailored according to water-source quality, soil demands, and irrigation method.

High water quality is essential for trouble-free operation of the programmed micro irrigation system. By ensuring that sprinklers and drippers remain plug-free, it is possible to establish accurate irrigation, and match the irrigation plan for years to come. The method we propose here for clog-free micro-irrigation is based on understanding the causes of clogging and treating the water and irrigation system accordingly. Most of the following descriptions and pictures deal with dripper clogging, but are also relevant to micro-sprinklers.

 


‭Chemical clogging causes in micro-irrigation

Chemical clogging of drippers is caused by dissolved matter in the water that precipitates in the dripper’s water passage. This is due to changes in the physical conditions in the micro irrigation system, such as:temperature, pressure, evaporation and gas transfer (oxygen & CO2) with the water exposed to the atmosphere at the dripper outlet.


Calcium carbonate scale deposits

Scale deposits are very common in hard waters containing high concentrations of calcium and magnesium, but carbonate scale in irrigation water is caused mainly by calcium carbonate (CaCO3) scale that settles in the system as a calcite (Eq.1) and not by manganese (dolomite), concurrent with hot water systems.

The scale deposits are apt to settle within the drippers and sprinklers, or in the network system before and after the filters and reach the water emitters as large particles, leading to plugging.

Eq. 1. Ca+2 +2HCO3 →CaCO3↓ +CO2 +H2O

Scale deposits usually act as a cementing material, adhering silt, clay, algae and organic materials, so that the settling of any scale in the micro irrigation system can lead to serious plugging, far greater than that caused by calcite deposits alone. The scale-building is usually initiated from the walls of the dripper labyrinth toward the center of the water passage (Figure 1), first causing a partial clog and later, a complete dripper plugging. Partial dripper clogging can be opened and cleaned by means of an acid treatment, as described later, but a complete dripper plugging is almost impossible to clear.

A dripper water passage blocked by calcium carbonate precipitate

Figure 1: A dripper water passage blocked by calcium carbonate precipitate

Settling of the carbonated scale in the irrigation system is affected by four parameters of water quality: Calcium concentration, water temperature, water alkalinity, and the pH of the water. A rise in any of these parameters increases the settling of carbonate scale. Usually, it is difficult to change the calcium concentration, alkalinity or water temperature of irrigation water; however, the pH level can be altered by acid or alkaline treatment. An equation that describes the pH level of Ca saturation pH(s) (Eq. 2) was developed by the researcher Langlier, and calculates the level of pH(s) at which the scale begins to settle. In the event that the pH level of the water is higher, the scale will begin to decrease; if lower, the calcium will remain dissolved in the water and the scale will begin dissolving.

Eq. 2: pH(s) = A(Temp.) + B(TDS) -log (Hardness) – log (Alkalinity)

An easier way of finding the Langlier value is featured in the graph below (Figure 2) which illustrates the correlation between the concentration of calcium in the water and the alkalinity and temperature to determine the pH(s) value.

Determination of pH(S) for the Langelier index

Figure 2: Determination of pH(S) for the Langelier index*

In order to find the pH(s) value, you should take the concentration of the calcium in the water in mg/l units of CaCO3 and place the value on the X-axis, on the left hand graph. In order to calculate the concentration of calcium in mg/l CaCO3, the concentration of calcium ions in the water in mg/l should be multiplied by 2.5.

From the calcium concentration point, on the X-axis of the left-hand graph, draw a line to the alkalinity level of the water. From the meeting point of the calcium concentration and the alkalinity, a line is drawn to the right, parallel to the X-axis, to the temperature curve.

From the meeting point of the temperature curve, stop at the point of the temperature of the water in the irrigation system, and return to the X-axis in order to find the pH(s) value of the water.

In order to determine the probability of sedimentation of scale in the drippers, the pH value of the water should be measured and compared to the calculated pH(s) value according to Langlier’s equation: pH-pH(s)>0. In the event that the irrigation water pH value is higher than the pH(s) value by more than 0.5 units, there is a significant possibility of scale-deposit production in the irrigation system.

There are many methods of preventing scale deposits, including water softening, adding stabilizing materials which prevent the sedimentation of calcium carbonate, or adding acid to reduce the pH below the saturation and precipitation level.

The addition of acid to reduce water pH is the most accepted way of preventing scale plugging in sprinkler or drip irrigation. Continuous acid treatment to reduce the pH of water below the saturation level prevents dripper clogging caused by calcium carbonate scale, but requires a large amount of acid and is very costly. A more efficient method is to implement a routine treatment in which the acidification is given once a month or once every several months, in accordance with the  water hardness and the scale accumulation rate. The acid (usually HCl) is given, in a concentration that reduces the water (pH < 4) much below the calcium carbonate saturation level in order to dissolve new precipitates that have settled in the dripper during the period that has elapsed from the previous treatment. Each acid treatment is carried out for 10-20 minutes, the acidified water is left in the dripline overnight and then the lateral ends are opened for dripline flushing. A regular acidification treatment keeps drippers clear of calcium carbonate scale, and greatly reduces the amount of acid required, compared to methods of continuous acid treatment.


Nalco Water Handbook, 1979*

Hand holding flower
Find the perfect solution for you!